Названы в честь Риги: далекий астероид, скалистый пик в Азии и город в США

9. февраля

Далекий астероид, скалистый пик на Памире, ископаемая муха, американский город, московская станция метро и малазийский жук, – что может объединять настолько разнородные объекты? Название – все они наречены в честь латвийской столицы.

1.Астероид «Рига»

Примерная орбита астероида (1796) Riga
Фото: minorplanetcenter.net

Астероид «Рига» был открыт еще в 1966 году. Это летающий каменный остров диаметром 73,83 км (для наглядности – таково расстояние от Риги до Добеле), который несется по своей орбите со скоростью 16,25 км/сек (то есть, в два раза быстрее космической ракеты, стартующей с Земли). Открыл эту малую планету российский астроном Николай Черных, ведущий сотрудник Крымской обсерватории. Почему он назвал свое открытие в честь Риги? Дело в том, что с Крымской обсерваторией активно сотрудничала группа латвийских астрономов. Наши ученые вычисляли орбиты новых астероидов, а крымские ученые, благодаря хорошему оборудованию и всегда ясному небу, отыскивали эти астероиды в небе. Итогом плодотворного сотрудничества стал еще ряд астеродидов с  «латвийскими названиями»: «Дирикис», «Василевскис», «Штейнс», «Балодис», «Агита» (фамилии и имена латвийских астрономов), а также Кришбаронс.

Летает где-то в небе и астероид «Латвия». Он был открыт немецким астрономом Карлом Рейнмутом в 1933 году по такой же системе: орбиту на бумаге вычислил латышский астроном Карл Штейнс, а Рейнмут в своей отлично оснащенной обсерватории в Хейдельберге уже разглядел ее через мощный телескоп. Сегодня астероид «Штейнс» тоже бороздит небесные просторы. А в целом Латвии посвящено уже 16 астероидов. Кроме упомянутых, это «Дуна», «Курланд», «Митау», «Валмиера», «Балдоне», «Артмане», «Васкс» и «Икауниекс».

2.Гора Рига на Памире

Латвийские альпинисты на вершине Памира
Фото: publicitātes

17 августа 2013 года, когда рижане на набережной праздновали день города, в далеком Таджикистане на заснеженный пик, преодолев гигантские ледники и высокие перевалы, взошли пять альпинистов из Латвии. Праздник любимой столицы они отметили по-своему: на правах первопроходцев назвали покоренную безымянную вершину Ригой.

Еще дома, разглядывая карту, они отметили, что на Памире имеется немало вершин, посвященных городам: гора Варшава, гора Москва, гора Таллин и гора Душанбе. Так логично возникла идея: сделать все, чтобы на этой карте появилась и гора Рига. Любопытно, что Ригой латвийские альпинисты сначала планировали назвать совсем другую вершину. Но когда увидели ее вживую, передумали – она оказалась невзрачной и являлась, по сути, плечом более высокой горы. А им мечталось, чтобы имя Риги носила вершина особенная, мимо которой не пройдешь.

«Идя по леднику, мы заметили слева красивый пирамидальный пик, вспоминает участник экспедиции Константин Диковский. – Идентифицировав его на карте, выяснили, что это безымянная вершина 5608 м. И хотя мы сначала планировали, что назовем Ригой шеститысячник, эмоциональное впечатление от вершины оказалось важнее ее высоты». Детали восхождения заставляют поежиться непричастных к альпинизму. Латвийцы преодолели вначале проложенный природой ледяной мост через огромный разлом. Затем вылезли на гребень и прошли по «пиле» (когда надо карабкаться то вверх, то вниз). Три «жандарма» – три увенчанных снежными шапками пика преграждали путь к Риге. Но вот преодолены и они – и экспедиция выбралась на вершину. Глянули по сторонам – наша Рига краше всех! Соорудили традиционную каменную башенку: тур, внутрь положили капсулу, роль которой сыграл обычный походный термос. В нем – миниатюрные флаги Риги и рижского «Динамо», наклейка Рижского радио, значок «Рига – культурная столица Европы-2014». Любой, кому попадется в руки находка, сразу поймет, чьи альпинисты были тут первыми.

3.Американский город Рига

Трасса "Riga", в Риге, Штат Мичиган
Фото: maps.google.com

Он не только называется Рига, но, как и наша столица, находится в получасе езды от побережья. На этом сходство кончается, потому что американский город Рига, расположенный в штате Мичиган, неподалеку от озера Эри, крохотный, в нем живет всего полторы тысячи человек. В отличие от нашей Риги, ему всего полторы сотни лет. Но совершенно ясно, что прямая связь между двумя городами имеется, название – не случайное совпадение. В городской хартии черным по белому записано: поселение названо в честь Риги, что на Балтийском море. Случилось это в 1865 году. Руку к такому решению могли приложить только иммигранты из латвийской Риги, искавшие лучшей доли в далеких от Балтии краях.

В окрестностях мичиганской Риги отчетливо веет спиртом: градообразующее предприятие тут – огромный спиртовый завод (Global Ethanol Riga). Он делает этиловый спирт из кукурузы, отлично растущей на бескрайних мичиганских полях.

4.Малазийский жук «дераримус рига»

Фото: ilustrācija

Влажный тропический малазийский лес, куда никогда не заглядывает солнце и где растет самый большой в мире цветок величиной с колесо грузовика, раффлезия, - вот родина этого крохотного (всего 4 мм длиной) жесткокрылого жука. Он не умеет летать и обитает в верхнем слое почвы. Новое, неизвестное до сих пор науке насекомое было обнаружено в ходе московской научной экспедиции. А описание его сделал латвийский энтомолог Дмитрий Тельнов, оно было опубликовано в одном из старейших энтомологических журналов мира - Entomologische Zeitschrift. Как заведено у биологов, кто описывает новый вид, тот и придумывает ему название. Это был 2001 год, когда Рига праздновала свой 800-й год рождения. И Дмитрий назвал жука в честь родного города. Так что теперь в джунглях Малайзии ползает жук, навсегда связанный невидимыми нитями с латвийской столицей.

5.Станция метро «Рижская»

Фото: wikipedia.org

В Москве латвийской столице посвящено много названий. Там есть улица Рижская, Рижская площадь, Рижский вокзал и Рижский рынок. Удобный выход к ним обеспечивает станция метро «Рижская». Это станция так называемого глубокого заложения, ее глубина – 46 метров.

С нашей страной она связана не только номинально: проектировали ее латышские архитекторы Вайделотис Апситис и Артур Рейнфелдс. «Это был очень интересный заказ,  вспоминал Апситис в журнале «Латвияс архитектура» в 2000 году. Я испытываю большое удовлетворение от того, что вместе с моим коллегой, очень опытным архитектором Артуром Рейнфелдсом, мы попали в такую отрасль архитектуры, которая для латышских архитекторов была совершенно чуждой».

Архитекторы должны были создать глубинную станцию, учитывая систему трех параллельных тоннелей: для перронов и рельсов в обе стороны и для центрального зала. Они справились с задачей отлично, и даже внедрили конструктивное новшество, чтобы фильтрационные воды не проникали в потолок (как это было на других станциях), а уходили в канализацию. Новшество выглядело как легкий орнаментальный квадратный узор на своде.

Отделку станции латышские архитекторы сделали в такой цветовой палитре, чтобы она сразу ассоциировалась с Ригой: зеленой, как ее парки, темно-бордовой, как отражение кирпичной архитектуры Риги, и желтой, напоминающей о цветении лип. Эти мотивы включены в самый значимый элемент станции – массивные столбы (пилоны). В их отделке использовались керамические блоки большого размера, где по эскизам художника Гирта Вилкса были изображены в технике глубокой гравировки здания Большой Гильдии, Оперы, павильоны Центрального рынка, Пороховая башня, Шведские ворота и другие знаменитые достопримечательности Риги.

Поскольку в Москве не оказалось ни технологий, ни мастеров, способных изготовить и смонтировать такие большие керамические блоки, все работы проводились в Риге – это была хорошо известная в период независимой Латвии, но слегка уже подзабытая в советское время технология изготовления печных изразцов. Сделали блоки на Рижском фарфоровом заводе под руководством главного художника Зины Улсте, а монтировала их в Москве специально приехавшая из Риги известная династия латвийских мастеров-строителей: А. Савельев с сыновьями Григорием, Петром, Тарасием и дочерью Анной.

Любопытный момент: чтобы защитить архитектурные и художественные достоинства своего проекта, авторы сначала изготовили фанерные макеты пилонов в натуральную величину. Ведущим московским архитекторам они очень понравились.

Качество строительства в те далекие годы было феноменальным. В свободные минуты архитекторы бродили по тоннелям, все им тут было в новинку и любопытно. Апситис с изумлением отмечал: «На участке между метровокзалами «Рижская» и «Ботанический сад» строительство тоннеля было начато одновременно во встречных направлениях, то есть, «вгрызаясь в землю», строители друг друга не видели. Мне показали место «встречи» этих тоннелей. Только щель между стотонных сегментов из чугунных блоков, бывшая на пару миллиметров шире других, указывала, что я остановился у значимого места в строительстве тоннеля. При проведении геодезической проверки выяснилось, что оси тоннеля в плане полностью совпали с проектом, а в профиле несовпадение было равно 3 миллиметрам. Я убедился в том, что совпали даже отверстия, просверленные для болтов».

В начале марта 1958 года через станцию медленно проехал специальный поезд с расположенными по его контуру «иголками» они должны были среагировать, если какая-нибудь из конструктивных деталей тоннеля во время строительства попала бы в зону движения поезда. Но все прошло хорошо, и 1 мая станция торжественно открылась.

6.Ископаемая муха рига тони

Энтомолог Нил Эвенхус
Фото: publicitātes

Есть в США известный энтомолог Нил Эвенхус, крупный специалист по двукрылым насекомым и большой приколист. Он описал более чем 500 новых для науки видов насекомых и опубликовал более 350 научных статей, однако общественности больше известен как автор нестандартных названий насекомых. Так, обнаружив в 1985 году новую группу короткоусых мух жужжала, он назвал их Phthiria relativitae, что созвучно английскому « theory of relativity» (теория относительности).  В 2002 году он назвал род вымерших мух из семейства Mythicomyiidae именем Carmenelectra в честь топ-модели Кармен Электры, видимо, сочтя их тело столь же соблазнительным. Новый вид мух-зеленушек из Французской Полинезии Нил Эвенхус нарек Campsicnemus popeye – за сходство с мультипликационным персонажем моряком Попаем, у которого были карикатурно раздуты предплечья.

В 2013 году он сделал научное описание крошечных мушек, обнаруженных в куске янтаря из украинского города Ровно. Они жили 35 миллиона лет назад. Трудно сказать, какие там у Эвенхуса возникли ассоциации, но он назвал этих мушек Riga toni – в честь астероида «Рига». В свою очередь, астероид «Рига» назван в честь города Риги. Так что ископаемые насекомые, жившие в эпоху, когда о зарождении человечества и речи не было, тоже имеют к нашему городу определенное отношение.

Мы рассказали вам лишь о некоторых объектах названных в честь города Риги, но уверены, что на деле их куда больше!